[Главная страница] · [Историко-музыкальный архив]

Дитрих Букстехуде
(ок. 1637–1707)

D. Buxtehude. J. Voorhout - Haeusliche Musikszene (fragment). JPEG 5KB. Click to see the full painting and comments

Ниже на этой странице помещен слегка отредактированный вариант заметки о Дитрихе Букстехуде, написанной одним из авторов сайта в 1996 г. в программке к одному органному концерту, в котором он (автор) принимал участие и исполнял, в частности, сочинения Букстехуде. Конечно, сейчас бы автор изложил бы многое по-другому... но пусть пока на сайте повисит именно это.

* * *

...Примерно в 1637 году в датском городе Хельсингборге (находящемся на территории современной Швеции) в семье эмигрировавшего из Германии органиста Иоганнеса Букстехуде родился сын Дитрих (Dieterich Buxtehude), которому было суждено стать одной из самых ярких звезд на музыкальном небосклоне эпохи «высокого барокко». Традиционно Д. Букстехуде именуется немецким органистом, хотя, как отмечено в посвященном ему некрологе, сам он «считал Данию своей родной страной». (Мать Букстехуде, скорее всего, была датчанкой, а первые 30 лет его жизни в основном прошли в Дании. Рос он двуязычным ребенком.)

Любопытно, что местом службы Букстехуде-органиста всегда была церковь, названная в честь св. Марии: в Хельсингборге (до 1660 г.), затем в городе Гамлета — Эльсиноре, на другой стороне пролива (Орезунда) (1660–1668 г.г.), и, наконец, в главной церкви Любека, большого портового города на севере Германии (1668–1707 г.г.). Именно с Любеком связан расцвет творчества Букстехуде, и именно будучи директором музыки в главной церкви этого города он приобрел огромную славу во всей Европе, и прежде всего — как органист и импровизатор.

Через 11 дней после принятия любекского гражданства Букстехуде женился на Анне Маргарете Тундер (Anna Margaretha Tunder), дочери знаменитого Франца Тундера (ок. 1614–1667), предшественника Букстехуде на посту органиста церкви св. Марии1). [1) Вполне возможно, этот брак был выполнением Букстехуде обещания, данного городскому магистрату: обязанность брать в жены вдову или дочь предшественника по должности в то время была цеховым обычаем и являлась, по существу, средством социальной защиты. На склоне лет и сам Букстехуде ходатайствовал перед городским Магистратом о том, чтобы его будущий преемник на должности Директора музыки был обязан взять в жены дочь Букстехуде, Анну Маргрету (Anna Margreta). Это ходатайство было удовлетворено и условие, поставленное Букстехуде, выполнено: ученик Букстехуде Иоганн Кристиан Шифердекер (Schieferdecker, 1679–1732), назначенный Директором музыки после смерти своего учителя, женился на Анне Маргрете Букстехуде.]

В семье Дитриха и Анны Маргареты Букстехуде родилось 7 дочерей, 4 из которых скончались в детском возрасте.

Свадьба Букстехуде (3.8.1668) прошла с нарушением законов Вольного Ганзейского города Любека. Дело было в том, что Букстехуде, как музыкант (пусть даже и являющийся по должности музыкальным директором главной городской церкви, и, фактически, руководителем всей городской музыкальной жизни), принадлежал т. н. 4-му классу из 6-ти, на которые делилось любекское общество. На свадьбе гражданина 4-го класса имели право присутствовать не более 35 гостей, которые могли угощаться пирожными и тортами (но не вином!), а увеселять их могли не более 3-х музыкантов с аккомпаниатором на органе-позитиве. Однако, преступив закон, на свадьбу явилось около 70 гостей и все городские музыканты, в том числе трубачи и литавристы, которым разрешалось озвучивать свадьбы и похороны лишь граждан 1-го класса — бургомистров, членов городского совета и церковного управления. Судя по всему, гости также не удовлетворились поглощением лишь пирожных и тортов.

Работая в Любеке, Букстехуде возродил старинную городскую традицию проведения «Музыкальных вечеров» — Abendmusiken — больших музыкальных представлений по церковным праздникам, для которых он писал духовную и светскую музыку. Abendmusiken стали славной достопримечательностью Любека, и заезжие дипломаты и купцы считали непременным долгом посетить эти представления и преподнести подарки их прославленному организатору.

В церкви св. Марии Букстехуде исполнял не только обязанности директора музыки, но и веркмейстера (счетовода). Церковные приходно-расходные книги, заполненные красивым ровным почерком Букстехуде, до сих пор бережно сохраняются как городские реликвии. В этих книгах имеются не только записи счетов, но и, например, Благодарственная поэма Букстехуде на получение им премии в 25 талеров от отцов города.

В 1703 г. Букстехуде посетили путешествующие по Европе юный Г. Ф. Гендель со своим близким другом Иоганном Маттезоном (1681–1764) - впоследствии выдающимся музыкальным теоретиком и критиком.

В 1705 г. в Любек (по легенде, проделав огромный путь пешком из Арнштадта) прибыл двадцатилетний И. С. Бах «с тем, чтобы там узнать кое-что по части своего искусства». Не подлежит сомнению, что И. С. Бах учился «своему искусству» у Букстехуде2). [2) Кроме того, Букстехуде наверняка привлек его к исполнению Abendmusiken по поводу кончины императора и коронации нового, поскольку для их исполнения, ввиду «экстраординарности», тогда не хватило музыкантов, и Букстехуде пришлось привлечь все наличествующие силы.]

И. С. Бах, занимавший тогда должность органиста в арнштадской Новой церкви, предварительно обязан был испросить у начальства разрешение на путешествие, каковое разрешение от него получил, с условием возвращения не позже, чем через 4 недели. Однако И. С. Бах, проигнорировав приказ начальника, пробыл в Любеке почти 4 месяца, за что по возвращении «был допрошен» в арнштадтской консистории. Помимо порицания за превышение разрешенного срока отсутствия И. С. Баху поставили на вид то, что он «делал в хорале много странных вариаций, примешивая к оному чуждые звуки, что приводило общину в смущение». Манера «примешивания» смущающих «чужеродных тонов», была, несомненно, инспирирована и органным стилем Букстехуде, который являлся слишком необычным и экстравагантным для консервативной средней Германии, где находился Арнштадт. (см. документы)

Среди сохранившихся сочинений Букстехуде ок. 120 кантат, ок. 90 органных произведений (в т. ч. ок. 50 хоральных обработок), 19 сюит для клавесина, 21 соната для инструментальных ансамблей и другие сочинения.

По замечанию одного из биографов Букстехуде (Г. Мозера), если бы из-за высокой в то время детской смертности И. С. Бах и Гендель вдруг умерли в раннем возрасте, то именно творения Букстехуде остались бы наивысшим достижением органной музыки в последующую эпоху.

Возможно, здесь уместно упомянуть об одной порочной традиции сравнения музыки Букстехуде и И. С. Баха, исторически уходящей еще к авторам первых монументальных трудов об И. С. Бахе Ф. Шпитте (1841–1894) и А. Швейцеру (1875–1965). В рамках этой традиции Букстехуде и другие композиторы «добаховского» периода рассматриваются как довольно безликие «предшественники», которые сочиняли, неакадемически выражаясь, еще «недоделанную» музыку, в то время как И. С.  Баху отводится роль «окончательного завершителя», вобравшего в себя все истоки. Этот взгляд очень живуч (и до сих пор в том или ином виде бытует среди широкого круга любителей и ценителей музыки), хотя современное баховедение уже окончательно отказалось от него.

В этой связи мы осветим только один из аспектов возможного сравнения творчества двух великих музыкантов. То, что мы хотим отметить, в весьма утрированной форме и без необходимых оговорок можно высказать так: Букстехуде — творец-изобретатель, а И. С. Бах — творец-компилятор. Именно, неотъемлемое свойство музыки Букстехуде — это изобретение, постоянное изобретение нового, необычного, вычурного, смелое экспериментирование над элементами музыкального языка, происходящее под мощным импровизационным началом. В противоположность этому многие баховские сочинения поражают своей абсолютной завершенностью идеи, которая часто усмотрена из как бы «недоделанного» изобретения, вообще говоря, чужого. Здесь неплохо напомнить о том, что перед сочинительством или игрой на инструменте И. С.  Бах часто нуждался в стимулировании своего творческого воображения исполнением именно чужих произведений и обладал гениальной способностью воспринимать кем-то придуманные идеи-изобретения так, чтобы затем отточить их до полного совершенства и абсолютной законченности (иллюстраций к этому обстоятельству в творчестве И. С.  Баха великое множество).

В наши дни можно с уверенностью заявить, что творчество Букстехуде — это не только один из главных питающих корней баховского творчества, но на самом деле еще одна (расположенная не выше и не ниже!) сияющая вершина мирового органного искусства. Отрадно отметить, что сочинения Букстехуде все чаще и чаще звучат в концертных залах России.

Следующая ремарка тоже касается допустимого сравнения творчества «двух великих Б"»3). [3 Вообще-то правильная цитата из немецкого источника XVIII в. говорит о «трех великих Б» — И. С.  Бахе, Букстехуде и Пахельбеле (фамилия последнего иногда писалась как Bachelbel; впрочем, с другой стороны, хорошо вписывающийся в компанию Брунс (Bruhns) в некоторых источниках назван Prunth'ом).]

Как известно, в эпоху барокко огромное значение придавалось числовому символизму в искусстве, и, в частности, в музыке. Например, в числовых соотношениях, связанных с музыкальным построением или его нотным изображением, отражались числа, наделяемые мистическим значением:  священные  пифагоровы числа, числа, связанные с различными сакральными фразами или словами (по сумме порядковых номеров в алфавите составляющих их букв). Одно из главных "формообразующих" чисел И. С.  Баха — это 6, первое совершенное число (6 = 1+2+3 = 1x2x3). Многие сочинения И. С.  Баха состоят из 6 частей-блоков: можно упомянуть 6 «Бранденбургских» концертов, несколько инструментальных циклов под названием «6 сюит/партит для...", 6 «Шюблеровских» хоралов, 6 сонат для органа, наконец, знаменитую Рождественскую Ораторию, состоящую из 6 кантат. У Букстехуде же аналогичную роль в большей степени играет число 7 — "священное" простое число, число известных тогда планет и связанных с ними «природных элементов», длина «небесного гептахорда». Букстехуде написал три цикла по 7 инструментальных сонат, не дошедший до нас цикл из 7 сонат под названием «о сущности природы и планет»; многие его сочинения состоят из 7 частей. Кроме того, он очень часто использовал 7-нотные темы для ostinato (повторяющейся основы) в вокальных и инструментальных чаконах; наконец, знаменитая органная пассакалья с 7-нотным ostinato состоит из групп по 7 вариаций. Развитие подобного сравнения приводит к некоторым любопытным следствиям.

В сегодняшней программе творчество Дитриха Букстехуде представлено Прелюдией соль-минор (BuxWV 149, по версии Лундского манускрипта). Это сочинение принадлежит к числу наилучших творений, вышедших из под пера великого мастера. (Кстати, во вступительной части этой прелюдии Вы услышите проведенную 7 раз 7-нотную басовую тему, являющуюся основой всей композиции).

* * *

Дитрих Букстехуде:
[Хронограф жизни и творчества] · [Полный каталог сочинений (BuxWV)]
[Литература и Интернет-ресурсы]
 
[Главная страница] · [Историко-музыкальный архив]

©2000 Иван Долмачев & Алексей Зубов,
Sherwald McClosskey & Шерзод Абдинабиев
Написать письмо
Последнее обновление: 19 июня 2000 г.
Hosted by uCoz