Орган Малого зала
Московской консерватории
Alexander Schuke (Potsdam)
1959
NB: Щелкнув по любой фотографии органа на этой странице, Вы можете просмотреть ее увеличенную версию.
Орган, находящийся ныне на сцене Малого зала Московской консерватории, был установлен в 1959 г. взамен находившегося там тогда органа работы знаменитого немецкого органостроителя XIX в. Фридриха Ладегаста (18181905).
Причиной решения о замене органа стала, прежде всего, неудовлетворенность его небольшими размерами для целей использования в качестве концертного инструмента, и, кроме того, в определенной мере сыграло свою роль растущее увлечение идеями «Orgelbewegung» («Органного движения»), пропагандировавшего возврат к органам «баховского типа» и обосновывавшего невозможность исполнения классического органного репертуара из произведений мастеров эпохи барокко (прежде всего И. С. Баха) на «романтических» инструментах XIX в., к которым принадлежал орган Ладегаста.
Провозглашая лозунг возвращения в органостроение идеалов эпохи барокко («Назад к Зильберману»), сторонники Orgelbewegung имели ввиду необходимость постройки органов, сходных с «баховскими»; впрочем, как показали исследования потомков, этот лозунг в раннем Orgelbewegung'е понимался довольно узко. В частности, не изжитое до сих пор восходящее к А. Швейцеру мнение о том, что органы знаменитого немецкого органостроителя Готтфрида Зильбермана (16831753), коллеги и друга И. С. Баха, являют собой чуть ли не идеал «баховского органа», и, следовательно, при постройке новых «органов баховского типа» следует руководствоваться принципами Зильбермана, в наше время признано слишком упрощенным, и, по существу, ошибочным.
Хотя мысль о неадекватности звучания «романтического» органа XIX века эстетике классических органных произведений эпохи барокко, была, безусловно, справедливой, все же иногда деятельность активистов «Органного движения» принимала чрезмерные формы: подобно тому, как в XIX веке из корпусов органов эпохи барокко безжалостно изымалось и выбрасывалось все содержимое и заменялось новым, более отвечающим романтическим устремлениям эпохи, в XX веке порой столь же рьяно уничтожались «романтические» и «симфонические» органы с целью вернуть назад «барочные». A propos, установка нового органа в Малом зале Московской консерватории практически совпала по времени с перестройкой органа в Большом зале великолепного французского «симфонического» органа работы А. Кавайе-Колля. В ходе этой перестройки были заменены несколько регистров, изменены мензуры с целью придания органу более «немецкого» звучания и т. п. Частично эти изменения были «возвращены назад» в ходе последующих перестроек органа в Большом зале, но, тем не менее, к настоящему времени огромная часть оригинальных труб Кавайе-Колля из органа Большого зала безвозвратно утеряна, а его нынешнее звучание ощутимо отличается от оригинального.
Заказ на постройку нового органа был фирме «Александр Шуке (Потсдам)», находящейся в тогдашней ГДР. Основатель фирмы, Александр Шуке, был одним из первых органостроителей, кто стал воплощать в жизнь идеи Orgelbewegung и строить органы в стиле, который получил название «необарочный». Фирма сотрудничала и с Альбертом Швейцером, который считается главным вдохновителем раннего Orgelbewegung: в частности, именно фирма «Александр Шуке», пользуясь консультациями А. Швейцера, построила новый орган для Церкви блаж. Власия в Мюльхаузене, где служил органистом И. С. Бах. Так, диспозиция этого органа была составлена на основе диспозиции погибшего при пожаре еще в XVIII в. старого органа, на котором играл И. С. Бах. (См. о фирме A. Schuke и ее органах в СССР и России >>>)
Составление диспозиции нового органа для Малого зала Московской консерватории и расчет мензур для него произвел тогдашний руководитель фирмы, Ханс-Иоаким Шуке (19081979), сын Александра Шуке.
Новый орган Малого зала произвел большое впечатление на музыкальную общественность, его установка стала значительным событием в музыкальной жизни СССР. Доцент Лейпцигской Высшей музыкальной школы Вольфганг Шетелих (Schetelich) в приемочном докладе 26.10.1959 г. сказал: «Можно констатировать, что установленный в Москве инструмент превосходит в отношении материала, конструкции, технической реализации и звукового результата все до сих пор выполненные работы фирмы Шуке, которые сами по себе были высококачественны», а также отметил спокойствие стационарного звука, ясность микстур, которая не оставляет желать лучшего, уравновешенность принципального хора, уверенный отклик язычковых регистров. Тогдашний руководитель органного класса Московской консерватории проф. Леонид Ройзман писал в журнале «Советская музыка» (декабрь 1959 г.): «благодаря точному составу и красивой интонации регистров орган звучит чрезвычайно полно, ясно и радостно. Тембр регистров индивидуален, их можно друг от друга различать, каждый регистр имеет свой особенный, характерный, тембр». Как знать, быть может, Ройзман выразил в этих словах, помимо прочего, и свое видение главного отличия органа Шуке от органа Ладегаста... (Старому органу Малого зала пришлось потом пройти многие мытарства, прежде чем он стал ценимым «Старейшим органом России».)
Характеристики, данные В. Шетелихом, в целом можно применить и сейчас. Орган Малого зала радует слушателей своим довольно терпким, но по-своему ясным и радостно-насыщенным звучанием если бы только некоторые органисты не пугались включать «совсем уж резко-визжащие», по их мнению, сочетания регистров! (Конечно, описывать звучание органа дело нелегкое, но в любом случае сказанное является лишь мнением автора этих строк).
Любопытным украшением органа является уникальный для органов России Glockenspiel («колокольчиковый регистр», звукообразующими средствами которого являются не трубы, а металлические пластины, по которым ударяют молоточки). Glockenspiel в диспозицию органа Малого зала был введен по просьбе выдающегося советского хорового дирижера, тогдашнего ректора Московской консерватории, Александра Васильевича Свешникова.
В 1988 г. органу Малого зала Московской консерватории присвоен статус художественно-исторического памятника
Общий вид.
... Комментарии будут чуть попозже ....
Правая башня. Правая сторона Posaune 16' педали (15 труб, расположенных в два ряда). Следует обратить внимание на разные цвета двух рядов такая расцветка придает интересный колорит внешнему виду органа. К сожалению, Posaune в настоящее время является, пожалуй, «главной бедой» органа он разынтонирован и издает скрежеще-зудящий призвук, крайняя неприятность которого усугубляется тем, что трубы Posaune расположены на фасаде, а в самом органе, ввиду ограниченности размещения, отсутствует 16-футовый Principal при педали, поэтому в качестве «гравитетного» басового фундамента приходится использовать исключительно Posaune.
На фотографии также виден фрагмент правой башни Principal 8' Hauptwerk'а.
Spielschrank. 28 рукояток регистров расположены справа и слева равными группами (по 14 рукояток). Рукоятки регистров Hauptwerk'а расположены слева, Oberwerk'а справа; рукоятки педальных регистров распределены по обеим сторонам. Рукоятки мануальных регистров выполнены из темного дерева, педальных из светлого. Рукоятки расположены рядами по три, по диагонали сверху вниз к клавиатуре в каждом ряду таков же порядок увеличения номеров на табличках (см. диспозицию ниже). Надписи на табличках лабиальных регистров (а также Glockenspiel'я и Tremulant'а при Oberwerk'е) выполнены черным цветом, а язычковых красным. Клавиатура «барочного окраса» («белые» клавиши черные, а «черные» белые).
Левая и правая стороны Spielschrank'a. На правой стороне видно с пятнами от пальцев подвижное зеркало заднего обзора (автомобильное), необходимое органисту для ансамблевой игры: чтобы видеть дирижера или других исполнителей, находящихся на сцене. На оригинальной фотографии, выпущенной в буклете, посвященному открытию органа (самое верхнее фото на этой странице), этого зеркала нет.
Три педали copulae над педальной клавиатурой слева направо: I/P, II/P, II/I. «Система Кавайе-Колля»: педали фиксируются положением «вниз и задвиганием вбок за выемку». («Задвигание вбок» происходит здесь вправо, поскольку педали copulae расположены, как видно на фотографии, справа от органиста и предназначены для нажатия правой ногой. Для сравнения: в органе Кавайе-Колля в Большом зале Консерватории Pedales de combinaison, занимающие все пространство над педальной клавиатурой, все без исключения фиксируются положением влево.) Педали копул снабжены номерными [sic!] табличками (см. диспозицию ниже).
Заслуженная артистка России (c 2002 г.), солистка Московской государственной филармонии Людмила Голуб после своего концерта в Малом зале Московской консерватории (21 июня 2001 г.)
Фото: ©2001 Алексей Зубов (21/VI 2001)
Орган имеет 27 регистров, 40 рядов (считая Glockenspiel) и 1898 труб, а именно:
- Hauptwerk 10 регистров: 16 рядов × 56 нот = 896 труб;
- Oberwerk 10 регистров: 12 рядов × 56 нот = 672 трубы и Glockenspiel с 36 «колокольчиками»;
- Pedal 7 регистров: 11 рядов × 30 нот = 330 труб.
I. Hauptwerk (Cg3) |
|
II. Oberwerk (Cg3) |
1. Principal | 8' | |
15. Gedackt | 8' |
2. Quintadena | 16' | |
16. Principal | 4' |
3. Rohrflöte | 8' | |
17. Nachthorn | 4' |
4. Oktave | 4' | |
18. Oktave | 2' |
5. Spitzflöte | 4' | |
19. Terz | 13/5' |
6. Nassat | 22/3' | |
20. Quinte | 11/3' |
7. Nachthorn | 2' | |
21. Sifflöte | 1' |
8. Mixtur 5 fach | |
22. Scharff 4 fach |
9. Cymbel 3 fach | |
23. Krummhorn | 8' |
10. Trompete | 8' | |
24. Glockenspiel (Gfis2)
|
| |
25. Tremulant |
Pedal (Cf1) | |
Koppeln: |
26. Subbaß | 16' | |
29. I/P |
13. Octave | 8' | |
30. II/P |
28. Baßflöte | 8' | |
31. II/I |
11. Oktave | 4' |
12. Mixtur 5 fach |
14. Posaune | 16' |
27. Trompete | 8' |
Im Prospekt: |
Principal 8' (Hw), |
Posaune 16' (Ped.). |
Schleifladen
mechanische Tastentraktur
mechanisches Regierwerk |
- Орган МЗК;
о «Хлудовском» органе (на момент 1997 г.);
о Л. И. Ройзмане
- на сайте Органы Москвы.
- Johann Friedrich Ladegast (18181905), Orgelbauer:
- на сайте MDR TV: drefa-Projektgruppe "Geschichte Mitteldeutschlands";
- на сайте Martin-Luther-Gymnasium Harta;
- на сайте Ladegast-Kollegium e. V.
(Вход на его главную страницу >>>).
- International Albert Schweitzer (18751965) Foundation
- Gottfried Silbermann (16831753): Master Organ-Builder of the German Baroque
Литература
- Орган в Малом Зале Государственной Консерватории им. П. И. Чайковского в Москве (СССР). Буклет к открытию органа. DDR, 1959.
|